Получить консультацию или сделать заказ:       тел. : 38044 502 3902, 38044 586 4133
e-mail:    [email protected]


Пресса о клининге

Грязи и князи, «БИЗНЕС», №46, 14 ноября 2005

ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ АУТСОРСИНГ
Начав развиваться около 10 лет назад, украинский рынок клининговых услуг растет невиданными темпами. Например, в 2005 Г., по данным Международного института ухода за зданиями (г. Харьков), его объем составит $50 млн. против $25 млн. в 2004 г. Основ¬ные «виновники» стремительного роста спроса на клининговые услуги – западные компании, открывшие свои офисы в Украине и привыкшие отдавать на аутсорсинг уборку помещений. Не следует также сбрасывать со счетов и активно ведущееся строительство офисов, торговых центров, дорогого жилья с использованием стройматериалов, требующих специального ухода. Падения темпов роста специалисты пока не прогнозируют, поскольку количество потенциальных клиентов клининговых компаний не уменьшается. Субъекты рынка в поисках заказчиков активно демпингуют. Наиболее же острая конкурентная борьба идет в сегменте уборки помещений, стоимость которой в 2005 г. снизилась, по сравнению с прошлым годом, с 6 грн. до 2-3 грн. за 1 кв.м.
Хотя в нынешнем году, по мнению Ирины Кладько, маркетолога столичной клининговой компании «Шаден Групп», из-за непоняок на строительном рынке, связанных с замораживанием некоторых строек, некоторые мелкие клининговые компании были вынуждены распустить свои штаты «до лучших времен». Клинеры покрупнее мгновенно воспользовались моментом, предложив комплекс услуг на выгодных для себя условиях.

ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ
Всего в Украине, по данным Международного ин¬ститута ухода за зданиями, в индустрии чистоты работают около 150 компаний. В нынешнем ГОДУ их стало больше почти в два раза. Наиболее крупные игроки (с численностью персонала от 50 чел. и более) – «Актуал Сервис», «Дала», «Ден».
«Дуссманн-Украина», «Евро Сити», «Клин Стар», «КлинТех», «Примекс», «Техносила», «Укрхимклининг» (ТМ ‘Триффин»), «Центр 1000 Услуг», «Чистое решение», «Шаден Групп» (все – г. Киев), «Захiд Сервіс» (г. Ивано-Франковск) и некоторые другие. Они занимают около 60% украинского рынка клининговых услуг. На средние по размеру компании (5-50 чел.) приходится 35% рынка. Мелкие предприятия (ДО 5 чел.) занимают 5% рынка. Но стоит заметить, что в этой структуре не учтены бригады уборщиков, которые предпочитают продвигать свои услуги по принципу «из уст в уста». Оценить их долю на рынке сложно, предположительно, она не превышает 5-7%.
В нынешнем году в Украине впервые появились так называемые «придворные», или «карманные», компании, выполняющие работы не на условиях аутсорсинга. Например, торговый центр открывает клининговую компанию, которая со временем может не только обслуживать «СВОЙ» ТЦ, но и выполнять заказы на стороне, откусывая «лакомые куски» у специализированных компаний. Например, столичный ТРЦ «Караван» отказался от услуг клининговой компании «Ден» и создал собственную «уборочную» структуру. Клинеры считают, что данная тенденция может привести к увеличению затрат на организацию бизнеса и ухудшению качества услуг. Владимир Кучеров, директор столичной фирмы «Киев-Берлин-Сервис», занимающейся поставкой оборудования и материалов для индустрии чистоты, рассказал: Многие руководители компаний думают, что могут охватить все виды деятельности, включая и уборку помещений, полагая, что так будет дешевле. Но при этом они не учитывают затраты на подбор кадров, составление графиков работы, зарплату, закупку оборудования и расходных материалов. Для этого нужны еще и административные работники. А если приобретаются специализированные машины, необходимо уборщиков учить обращаться с техникой «. С появлением новых компаний на рынке эксперты связывают снижение рентабельности отдельных видов услуг. Ведь несмотря на рост затрат, связанных с увеличением транспортных расходов, зарплаты, удорожанием материалов и оборудования, клинеры вынуждены снижать цены на свои услуги.
Сейчас, по данным Международного института ухода за зданиями, у некоторых операторов рентабельность уборки помещения в лучшем случае составляет 10%, чаще – 5-6%, а иногда и 1-2%. Крупные компании идут на снижение стоимости услуг ради получения крупного заказа, который обеспечивает гарантированный ежемесячный приток оборотных средств. При этом на рынке остаются не охваченными другие сегмегты. Например, очень мало предложений по чистке жалюзи, вентиляционных систем и т.д., что объясняется неосведомленностью клиентов о подобных видах услуг, нехваткой специа¬листов и средств на закупку специализированного оборудования. Хотя на подобных работах рентабельность может превышать 50%.
Впрочем, по мнению Ирины Кладько, стоимость услуг в нынешнем году приблизилась к той сумме, которую готовы заплатить клиенты. Каждая клининговая компания реагирует на увеличение себестоимости работ по-разному: одни сразу же увеличивают расценки, другие затягивают потуже пояса и держат старые цены ради удержания клиентов.
Все зависит от цели, которую преследуют игроки рынка «, – утверждает она.
Украинский рынок с каждым годом становится все более привлекательным для иностранных компаний. По сведению операторов, в этом году в нашу страну «приезжали на разведку» три сервисные компании мирового уровня.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Самое слабое звено в клининговых компаниях персонал. В сознании людей профессия уборщика не считается престижной. Кроме того, заработная плата в этой сфере хоть и выросла, но не превышает 500 грн. в регионах, 750-900 грн. – в столице. По этим причинам текучесть кадров достаточно высокая. Крупные клининговые компании вынуждены держать большие отделы кадров, которые постоянно ведут подбор персонала, и раскошеливаться на обучение специалистов, особенно если компания специализируется на сложных работах или использует много уборочной техники. Естественно, подготовленному персоналу нужно платить более высокую зарплату, дабы удержать его от соблазна уйти в другую компанию.

Также стоит заметить, что в Украине нет учебных заведений, которые бы готовили менеджеров и специалистов высшего звена для клинингового бизнеса. Именно из-за недостатка знаний многие компании терпят фиаско на рынке.
Один из путей решения кадровой проблемы, по мнению ‘Владимира Кучерова, – приобретение высокопроизводительной техники, за счет которой можно сократить количество уборщиков, повысив оставшимся зарплату.

СВОИХ «МОЙДОДЫРОВ» НЕТ

в Украине не выпускают уборочную технику, поэтому отечественные клининговые компании используют, в основном, оборудование немецкого, итальянского, американского, английского производства. Наиболее же популярна среди украинских клинеров техника немецкой компании Karcher (80% машинного парка клининга). Сейчас в Украине продукцию данной компании представляют семь официальных дилеров. БИЗНЕС располагает сведениями, что в следующем году компания Karcher откроет в нашей стране свое представительство и поменяет структуру сбыта. Также в Украине представлено оборудование компании Numatic (Великобритания), Portotecnica (Италия), Nilfisk (Дания), HAKO/Minuteman (Германия – США) и др.

Долгое время основным орудием труда клинеров был пылесос. Сейчас все большим спросом пользуются поломоечные и подметальные машины. Особенно они востребованы в компаниях, которые убирают большие помещения и прилегающие территории торговых и развлекательных центров, вокзалов и других обще-ственных мест, Разброс цен на инструменты и оборудование достаточно велик: от $200 у частных предпринимателей (щетки, швабры, химические моющие средства) и до EUR20-100 тыс., в крупных компаниях (машины для уборки крупных объектов),

УБРАТЬ ВСЕ

Эксперты рынка прогнозируют, что В 2006 г, темпы роста объема рынка и количества операторов сохранятся, Сам же рынок, по расчетам специалистов, «потянет» минимум на $75 млн, по-прежнему главными заказчиками услуг клининговых компаний будут торговые, развлекательные и офисные центры, промышленные предприятия с иностранным капиталом (табачная, пищевая и другие отрасли), Из-за все более острой конкуренции клинеры будут искать новых клиентов, прежде всего, среди успешных отечественных предприятий, которые к услугам профессионалов клинингового бизнеса пока не прибегают (см. «Аргументы «против»). Кроме того, «клининговая» экспансия распространится и на другие, пока не полностью освоенные сегменты: например, уборка крупных объектов, элитного жилья и прилегающих к ним территорий. Свои взоры клининговые компании будут также направлять на уборку пассажирского транспорта, включая железнодорожный (правда, компания «Евро Сити» разорвала контракт на обслуживание экспрессов Киев – Харьков из-за задолженности по оплате) и авиационный.

Клинеры не прочь посотрудничать с коммунальными службами в уборке жилых домов и прилегающих территорий (подобные эксперименты уже проводятся в Одесской и Луганской областях), однако их отпугивает конкуренция со стороны ЖЭКов, которые заложили стоимость данных услуг в квартплату, причем по низким ставкам. В не меньшей степени субъектов рынка интересуют государственные, образовательные, медицинские и фармацевтические учреждения, пансионаты и другие оздоровительные центры, которые в передовых буржуйских странах как раз и пользуются услугами профессиональных уборщиков. Однако говорить о том, что они станут клиентами клинеров в самое ближайшее время, рано: наше любимое государство – плохой бизнесмен, денег ему постоянно не хватает.

О ПЕРСПЕКТИВАХ
Владимир Февралев (42), научный руководитель Международного института ухода за зданиями (г. Харьков; с 2003 г,; 8 чел,), директор ООО «Будтехнологiя» (г. Харьков; с 2000 г,; 38 чел,; годовой оборот – более 500 тыс. грн.):

- Клининг – бизнес всеобъемлющий, начиная от уборки частного дома, квартиры и за¬канчивая уборкой крупнейшего предприятия, причем как внутри, так и снаружи. Это также уборка территории, чистка инженерных коммуникаций. Словом, поле деятельности для клининговых компаний широкое. Можно даже отметить, что рынок в Украине растет быстрее, чем возможности клининговых фирм. Сейчас клинеры не могут охватить все новые объекты. Вместо того чтобы искать новых клиентов, они чаще всего переманивают заказчиков друг у друга, снижая цены на услуги,

АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
Владимир Юров (59), начальник административно-хозяйственного отдела Издательства 3АО «ХК «Блиц-Информ» (г. Киев; с 1992 г,; 4,6 тыс. чел.; объем выпуска товарной продукции 8 2004 г, 616,95 млн. грн.):
- Наше издательство не пользуется услугами клининговых компаний. На то есть несколько причин. Любой посредник удорожает стоимость услуги, поэтому у нас эти работы выполняют штатные сотрудники. Соответственно, мы имеем рычаги влияния на них. Тем самым повышается оперативность управления и ответственность самих работников. К тому же в офисах немало служебной информации, и уборщики со стороны могут получить к ней доступ.

Автор: Вера Фролова
Фото: Константин Ковпак

Источник: «БИЗНЕС»

К списку публикаций