Пресса о клининге
Серые подчищают добела, «Новая торговля», № 11/12, декабрь 2006
2006 г. рынок клининговых услуг немного сбавил темпы роста. По данным Международного института ухода за зданиями (г. Харьков), количество компаний, предоставляющих уборочные услуги, выросло на 20-30%, но при этом 10-15% компаний исчезло с рынка. Бум 2005 г., когда количество клининговых компаний увеличилось практически вдвое, не повторился. Пока лидерами рынка остаются компании «Актуал сервис», «Ден» «Гриффин», «КлинСтар», «Укрхимклининг», «Шадэн Групп». Этот список сформировался приблизительно 2-3 года назад и изменения в нем малозначительны. Однако ведущие операторы рынка уже опасаются прихода иностранных компаний и сдачи своих позиций на украинском рынке.
Одна из причин постоянного роста рынка увеличение спроса на уборочные услуги со стороны ритейлеров – многочисленных клиентов клининговых компаний. Освоив основы качественной визуализации для клиента, операторы розничной торговли все больше внимания уделяют внешнему виду своего торгового объекта. Западные исследователи утверждают, что с помощью улучшения внешнего вида пола можно повысить товарооборот на 7%. Вооруженные этими данными, продвинутые ритейлеры теперь ставят клининг практически на одну ступеньку с мерчандайзингом и рекламой.
Однако в регионах мало кто передает уборку на аутсорсинг. Сергей Дмитренко, менеджер отдела клининга компании «Укрхимклининг» рассказал: «Большая часть рынка клининговых услуг приходится на Киев. В регионах развитие клининга в большой степени зависит от состояния рынка коммерческой недвижимости: клининговые компании появляются тогда, когда затевается серьезное строительство».
Представители GRIFFIN GROUP. широко представленной в регионах, отмечают, что три года назад главной заботой компании было активное создание клинингового спроса в регионах. Эти рынки очень перспективны, несмотря на некоторое отставание на данном этапе. «И по сей день регионы очень сильно отстают от столицы. Десять филиалов GRIFFIN GROUP в регионах выполняют приблизительно такой же объем работы, как одно Киевское отделение. Тем не менее регионы очень стремительно развиваются, именно поэтому основные вложения еще три года назад мы направили на PR и поиск надежных поставщиков. Для этого создали сеть офисов, складов в Донецке, Днепропетровске, Луганске, Одессе, Херсоне, Севастополе, Симферополе, Львове, Харькове. В скором будущем эта сеть будет вдвое больше», – рассказывает Виталий Опанасюк, управляющий партнер GRIFFIN GROUP.
Операторы отмечают, что в принципе требования ритейлеров ничем не отличаются от требований компаний других сфер деятельности: максимальное качество за минимальные деньги. Ради получения крупного заказа и гарантированного ежемесячного притока оборотных средств многие фирмы готовы снизить стоимость услуг, уменьшив тем самым свою рентабельность от 6-10% до 1-2%. Не останавливает их и специфика работы в торговых объектах. По словам г-на Опанасюка, уборка объектов ритейла предполагает более продолжительный операционный день, высокий уровень зарплат персонала и амортизации техники, повышенные требования к физическим кондициям персонала. Исходя из этого, клининговые компании классифицируют ритейлеров по количеству посетителей, товарному направлению и имиджевому позиционированию .
Серьезную конкуренцию клининговым компаниям до сих пор составляют отдельные уборщики и незарегистрированные бригады. Объективно оценить их долю рынка даже не представляется возможным. Как считает г-н Дмитренко, на них приходится все 95% рынка. Другие же операторы называют цифру не более 5-7%. Такие расхождения в оценках вызваны тем, что некоторые эксперты учитывают только «белый», официальный рынок, а другие – еще и «серый», полулегальный. Г-н Опанасюк, например, утверждает, что рассматривать работу нелегалов как операторов рынка не имеет смысла:
«Оплата им идет из нелегальных фондов, а это удел «серой» экономики, которая была и будет в любой стране мира. А вот в секторе «белой» экономики малые предприятия обеспечивают покрытие около 70% клинингового спроса, это факт. Думаю, большие компании не скоро получат долю в 50%».
Оценки объемов и структуры рынка разнятся еще и потому, что непросто уследить за появлением новых клининговых фирм. Ведь в одном только Киеве ежегодно возникает не менее 100 клининговых организаций различной формы собственности.
Одна за другой в прошлом году на этом рынке стали появляться «карманные компании». Например, собственная клининговая структура создана при ТРЦ «Караван». Независимые клинеры считаются с «карманными» фирмами и даже признают их эффективность. Поначалу подобные структуры обслуживают только свои объекты, а окрепнув, начинают принимать заказы со стороны. Слабость этих компаний, по мнению специалистов, в низкой мобильности и неагрессивности. «Любая структура, которая не пройдет жернова рыночной конкуренции, если это не государственная монополия, обречена на безмятежное прозябание в рамках своего холдинга. Ее технологии за год устаревают, она не в состоянии купить новое оборудование и инвентарь, технологии и химию. У нее не может быть прямых поставок от западных партнеров и, следовательно, в себестоимости затраты на амортизацию оборудования и химию столь высоки, что любая чисто рыночная клининговая компания вполне ее может заменить за счет интенсификации и оптимизации затрат», утверждает г-н Опанасюк.
Как бы там ни было, но большинство отечественных экспертов сходятся во мнении, что потенциал для раЗВИТИ5) рынка клининга в ритейле большой. Присматриваются к этому сегменту рынка уже и иностранные операторы.
Источник: «Новая торговля»