Получить консультацию или сделать заказ:       тел. : 38044 502 3902, 38044 586 4133
e-mail:    [email protected]


Пресса о клининге

Серые подчищают добела, «Новая торговля», № 11/12, декабрь 2006

2006 г. рынок клининговых услуг нем­ного сбавил темпы роста. По данным Международного института ухода за зданиями (г. Харьков), количество компаний, предоставляющих уборочные услуги, вырос­ло на 20-30%, но при этом 10-15% компаний исчезло с рынка. Бум 2005 г., когда количес­тво клининговых компаний увеличилось практически вдвое, не повторился. Пока ли­дерами рынка остаются компании «Актуал сервис», «Ден» «Гриффин», «КлинСтар», «Укр­химклининг», «Шадэн Групп». Этот список сформировался приблизительно 2-3 года на­зад и изменения в нем малозначительны. Однако ведущие операторы рынка уже опа­саются прихода иностранных компаний и сдачи своих позиций на украинском рынке.

Одна из причин постоянного роста рынка ­увеличение спроса на уборочные услуги со стороны ритейлеров – многочисленных кли­ентов клининговых компаний. Освоив осно­вы качественной визуализации для клиента, операторы розничной торговли все больше внимания уделяют внешнему виду своего торгового объекта. Западные исследователи утверждают, что с помощью улучшения внешнего вида пола можно повысить това­рооборот на 7%. Вооруженные этими дан­ными, продвинутые ритейлеры теперь ста­вят клининг практически на одну ступеньку с мерчандайзингом и рекламой.

Однако в регионах мало кто передает уборку на аутсорсинг. Сергей Дмитренко, менеджер отдела клининга компании «Укр­химклининг» рассказал: «Большая часть рынка клининговых услуг приходится на Ки­ев. В регионах развитие клининга в боль­шой степени зависит от состояния рынка коммерческой недвижимости: клининговые компании появляются тогда, когда затевает­ся серьезное строительство».

Представители GRIFFIN GROUP. широко представленной в регионах, отмечают, что три года назад главной заботой компании было активное создание клинингового спро­са в регионах. Эти рынки очень перспектив­ны, несмотря на некоторое отставание на данном этапе. «И по сей день регионы очень сильно отстают от столицы. Десять филиа­лов GRIFFIN GROUP в регионах выполняют приблизительно такой же объем работы, как одно Киевское отделение. Тем не менее регионы очень стремительно развиваются, именно поэтому основные вложения еще три года назад мы направили на PR и поиск надежных поставщиков. Для этого создали сеть офисов, складов в Донецке, Днепро­петровске, Луганске, Одессе, Херсоне, Се­вастополе, Симферополе, Львове, Харькове. В скором будущем эта сеть будет вдвое боль­ше», – рассказывает Виталий Опанасюк, уп­равляющий партнер GRIFFIN GROUP.

Операторы отмечают, что в принципе требования ритейлеров ничем не отличают­ся от требований компаний других сфер де­ятельности: максимальное качество за ми­нимальные деньги. Ради получения крупно­го заказа и гарантированного ежемесячного притока оборотных средств многие фирмы готовы снизить стоимость услуг, уменьшив тем самым свою рентабельность от 6-10% до 1-2%. Не останавливает их и специфика работы в торговых объектах. По словам г-на Опанасюка, уборка объектов ритейла пред­полагает более продолжительный операционный день, высокий уровень зарплат пер­сонала и амортизации техники, повышен­ные требования к физическим кондициям персонала. Исходя из этого, клининговые компании классифицируют ритейлеров по количеству посетителей, товарному направ­лению и имиджевому позиционированию .

Серьезную конкуренцию клининговым компаниям до сих пор составляют отдель­ные уборщики и незарегистрированные бри­гады. Объективно оценить их долю рынка даже не представляется возможным. Как считает г-н Дмитренко, на них приходится все 95% рынка. Другие же операторы назы­вают цифру не более 5-7%. Такие расхожде­ния в оценках вызваны тем, что некоторые эксперты учитывают только «белый», офици­альный рынок, а другие – еще и «серый», по­лулегальный. Г-н Опанасюк, например, ут­верждает, что рассматривать работу нелегалов как операторов рынка не имеет смысла:

«Оплата им идет из нелегальных фондов, а это удел «серой» экономики, которая была и будет в любой стране мира. А вот в секторе «белой» экономики малые предприятия обес­печивают покрытие около 70% клинингового спроса, это факт. Думаю, большие компании не скоро получат долю в 50%».

Оценки объемов и структуры рынка раз­нятся еще и потому, что непросто уследить за появлением новых клининговых фирм. Ведь в одном только Киеве ежегодно возни­кает не менее 100 клининговых организа­ций различной формы собственности.

Одна за другой в прошлом году на этом рынке стали появляться «карманные компа­нии». Например, собственная клининговая структура создана при ТРЦ «Караван». Не­зависимые клинеры считаются с «карман­ными» фирмами и даже признают их эффек­тивность. Поначалу подобные структуры обслуживают только свои объекты, а окреп­нув, начинают принимать заказы со сторо­ны. Слабость этих компаний, по мнению специалистов, в низкой мобильности и неаг­рессивности. «Любая структура, которая не пройдет жернова рыночной конкуренции, если это не государственная монополия, об­речена на безмятежное прозябание в рам­ках своего холдинга. Ее технологии за год устаревают, она не в состоянии купить но­вое оборудование и инвентарь, технологии и химию. У нее не может быть прямых пос­тавок от западных партнеров и, следова­тельно, в себестоимости затраты на амор­тизацию оборудования и химию столь высо­ки, что любая чисто рыночная клининговая компания вполне ее может заменить за счет интенсификации и оптимизации затрат», ­утверждает г-н Опанасюк.

Как бы там ни было, но большинство оте­чественных экспертов сходятся во мнении, что потенциал для раЗВИТИ5) рынка клининга в ри­тейле большой. Присматриваются к этому сег­менту рынка уже и иностранные операторы.

Источник: «Новая торговля»

К списку публикаций