Получить консультацию или сделать заказ:       тел. : 38044 502 3902, 38044 586 4133
e-mail:    [email protected]


Пресса о клининге

Закажем «Юлю-чистюлю»? «Торговое дело», № 8-9, сентябрь 2007

Когда становится выгодным нанимать для уборки клининговую компанию
О клининговых (и не только) услугах для ритейла – когда становится выгодным нанять других, а не пытаться все делать самому.
Всем бизнесменам приходится рано или поздно задаться вопросом о необходимости формирования своих нецелевых подструктур. Но всегда ли нужно дополнительное подразделение, если и без него компания может получить не меньше прибыли? Когда наступает момент, при котором ритейлеру выгоднее заниматься только торговлей, отдав непрофильные услуги на аутсорсинг? С такими вопросами ТД обратилось к розничным операторам, а также представителям компаний, оказывающих торговле ряд услуг.
Супермойщики в супермаркете
В Украине первые клининговые компании появились около девяти лет назад. В качестве основной причины, способствующей этому, эксперты называют развитие рынка офисной и торговой недвижимости. Дальнейший всплеск деятельности «профессиональных уборщиков» связан с появлением иностранных компаний, привыкших избавляться от непосильных активов, передавая другим работу, которая не является основной деятельностью предприятия.
Клининг – услуги по организации профессиональной уборки. Как твердят в один голос клинеры, именно в словах «организация» и «профессионализм» закладывается то непосредственное преимущество, которое получают обратившиеся к ним ритейлеры. Ведь различие выполняемых задач самой торговой компанией и специализированной заложено в подходах к работе. Если у первой это не основной вид деятельности, поэтому нет уверенности в безукоризненности совершаемого дела, то вторая зарабатывает этим «хлеб насущный» и стремится к чистоте во всех подразделениях. Но тогда почему же процент торговых сетей на ежедневном обслуживании клининговых компаний в Украине не превышает тридцати, а некоторые крупные ритейлеры создают собственные клининговые структуры, которые и обеспечивают постоянную чистоту во всей сети? В первую очередь обращение к специализированной компании, – говорит Валерий Симанов, генеральный директор клининговой компании Сlean Star, – обусловлено наличием объекта недвижимости не меньше тысячи квадратных метров. В этом случае себестоимость начинает равняться с собственными затратами, что и вынуждает воспользоваться услугами клинеров.
Так, например, сеть «Буми-маркет» в силу небольшой площади своих магизинов (в среднем 400 кв. м) решила создать собственное клининговое подразделение. При этом исходили из нормы: 200 кв. м площади на одного уборщика (всего количество персонала в подразделении – 80–100 человек на 43 магазина сети). Здесь издержки значительно минимизируются на оборудовании: так как объем маленький, нет необходимости в закупке дорогостоящих машин, которые на сегодняшний день стоят от EUR20–100 тыс., а используется профессиональный инвентарь для уборки магазинов (ценой от $200). Функции администратора и менеджера выполняет управляющий магазином, его заместитель, а также старшие продавцы. От потока посетителей число уборок в сети «Буми-маркет» не зависит, придерживаются стандартного режима уборки – один раз в день. «В самом начале нашим финансовым отделом проводился расчет существенной необходимости затрат на привлечение клининговых компаний, – поясняет Сергей Мартыненко, руководитель отдела маркетинга торговой сети «Буми-маркет». – В результате было выведено, что эффективней всего создать собственную структуру. Более того, со временем мы убедились, что лучше осуществляется взаимосвязь, если подразделение интегрировано в структуру компании». С такой точкой зрения не согласен Денис Киш, директор клининговой компании Shaden Group: «К сожалению, очень немногим компаниям удается хорошо настроить службу уборки: ведь для этого не вводится отдельная должность, а навешиваются обязанности на кого-то из сотрудников, который помимо своих прямых функций должен отвечать теперь и за чистоту помещений. Закупка профессиональной техники – далеко не дешевое удовольствие, а правильно ее эксплуатировать может только хорошо обученный сотрудник, то же и с химией: средства требуют тщательной дозировки, соблюдения техники эксплуатации и безопасности».
Как правило, потребность в услугах клининговой компании появляется в условиях интенсивного роста сети и направления основных ее фондов на развитие. Для создания собственной уборочной службы необходимы солидные первоначальные инвестиции, которые, по утверждению клининговых компаний, колеблются от EUR20–40 тыс. (при больших площадях под уборку стоимость машины с сиденьем для оператора, с тяговым двигателем составляет более 100 тис. грн за штуку). Соответственно, нужен отдел кадров, который должен постоянно заниматься такими проблемами, как нехватка квалифицированных работников, ротацией и текучестью персонала.
В более легких условиях находятся арендаторы в ТЦ, где существует несколько схем распределения финансовой нагрузки за клининговые услуги. Некоторые собственники ТЦ распределяют расходы по клинингу на арендаторов, включая эти услуги в эксплуатационные расходы. В этом решении есть немаловажная выгода, оттого что снижается уровень налогов: не нужно платить процент от капитала, которого нет в наличии. Многие ТЦ заключают договор только на уборку мест общего пользования (коридоры, лифты, санузлы), а арендаторы, в свою очередь, самостоятельно заключают договор с клининговой компанией и оплачивают услуги по уборке своего объекта аренды, находящегося в составе ТЦ. Свои издержки арендаторы могут минимизировать при помощи администрирования, то-есть контроля специалистами клининговой компании качества работы уборщиков.
Кроме того, экономя на менеджерах, связующем звене между предприятием заказчика и уборщиками компании, торговые сети могут заказать выполнение их функций специалистам на временной основе. «При неправильной расстановке сил, – рассказывает Валерий Симанов, – клиент может нести убытки. Такое происходит по причине неправильного менеджмента. Умение верно составить технологическую карту работы персонала для каждого объекта оптимизирует фонд зарплаты. Правильно расставив людей, можно добиться того, что на объекте будет работать 30 человек вместо 50. К тому же для квалифицированной рабочей силы, которой необходимо уметь грамотно управлять, нужны собственные профессиональные штатные единицы. Не все ритейл-компании имеют таких специалистов. Хотя их можно научить, воспитать, это лишь вопрос цели: нужно ли это делать, является это их профильным бизнесом или нет».
На сегодняшний день услугами клининговых компаний пользуются такие торговые сети, как «Перекресток», Billa, Метро, «Эко», также присоединился «Фуршет», который раньше обходился своими силами. Хотя самостоятельная организация клининга достаточно затратный механизм, но есть и сторонники этой позиции: «Велика Кишеня», сеть «Амстор», ТЦ «Караван», не пожелавшие пока никаким образом прокомментировать намерение переводить/не переводить клининговые работы на аутсорсинг.
Более общительны представители non-food направления. Мебельная компания «Лига-Нова», пользующаяся услугами субподрядчиков по обслуживанию специализированного мебельного торгового центра «Империя мебели» в г. Донецке, видит прямую экономию внутренних расходов своего предприятия. «Сегодня в строительстве используются самые разнообразные отделочные материалы, которые, соответственно, требуют разного ухода с применением растворов, отличных от бытовых моющих средств, – говорит Юлия Костина, специалист по работе с недвижимостью компании «Лига-Нова». – Существуют поверхности, уход за которыми особенно сложен. Непрофессиональный уход за недвижимостью может привести к неоправданному возрастанию затрат как на косметический, так и на капитальный ремонт. Ещё одна характерная черта современного процесса уборки – использование достаточно мощного дорогостоящего оборудования. Клининговая компания действует на объекте согласно утвержденной обеими сторонами технологической карте, что избавляет заказчика от постоянного контроля. Учитывая, что для специализированной компании предоставление услуг по уходу за недвижимостью является бизнесом, существует прямая заинтересованность в выполнении работ на высоком качественном уровне».

Источник: «Торговое дело»

К списку публикаций