Получить консультацию или сделать заказ:       тел. : 38044 502 3902, 38044 586 4133
e-mail:    [email protected]


Пресса о клининге

Не всё чисто, «БИЗНЕС» № 24, июнь 2009

Сокращение бюджетов заказчиков заставляет операторов рынка отказываться от предоставления комплексных клининговых услуг

РЫНОК

Рынок услуг по уборке помещений, фасадов зданий, прилегающих территорий и т.п., который всерьез заявил о себе только в конце 1990-х годов, последние пять лет демонстрировал завидные темпы роста (впрочем, как и рынок соответствующего оборудования; см. БИЗНЕС №14 от 06.04.09 г., стр.91, 92). По разным оценкам, ежегодный прирост новых заказов у клининговых компаний составлял 30-60%, что не преминуло сказаться на увеличении количества самих операторов — каждый год их становилось больше примерно на 50%. Сейчас в Украине работают около 300 клининговых компаний, примерно 80 из них обосновались в столице. Большая часть их выручки (до 60%) приходится на Киев, примерно 35% приносят города-миллионники и лишь около 5% — остальные регионы страны. Справедливости ради отметим, что, несмотря на внушительную динамику роста, рынок клининговых услуг в Украине все еще находится на стадии формирования. Об этом свидетельствует отсутствие серьезных исследований относительно объема этого рынка, его насыщения и потенциала. Известно, что клининг подразделяется на бытовой (уборка квартир, коттеджей, домов, движимого имущества), коммерческий (уборка всех видов коммерческой недвижимости, кроме промышленной), индустриальный (уборка промышленных помещений). Кроме того, услуги классифицируются в зависимости от их видов и периодичности предоставления.

По большому счету, говорят эксперты, клининговые услуги — это неотъемлемый атрибут ухода за любым зданием и помещением и его системами (например, вентиляцией, канализацией и пр.). Тем не менее в Украине большую часть, если можно так выразиться, уборочных мероприятий до сих пор совершают сами домовладельцы либо нанятый компанией штатный персонал со шваброй и ведром. Клининговые компании, которые на условиях аутсорсинга могут предоставлять услуги профессиональных уборщиков, охватывают менее 50% рынка, а по некоторым сегментам — всего 10%. В итоге, при потенциальной емкости рынка до $200 млн ежегодно, если исходить из объемов площадей только коммерческой недвижимости, его реальный объем, по оценкам операторов, колеблется в пределах $60 млн. Для сравнения: объем рынка профессиональной уборки в России в 2008 г., по данным российских исследователей, превысил $1 млрд (впрочем, там и объектов побольше, и работают около 2 тыс. компаний).

КТО И ГДЕ УБИРАЕТ

Еще один признак несформированности рынка — отсутствие явных лидеров и четкого распределения долей между игроками. Можно говорить только о разделении их на группы, в зависимости от количества клиентов и площадей, подлежащих уборке. Крупные компании, которых в Украине не более 20 (“Бета-клининг”, “Время”, “Евро Сити”, “Импел Гриффин”, “Клининг-Про”, «Shaden group« и т.д., перечислены в алфавитном порядке. Ред.), работают с крупными же клиентами, для чего содержат штат сотрудников в 100-150 чел. и даже более в каждом предприятии, парк дорогостоящего оборудования и филиалы по стране. На долю этих игроков приходится около 50% рынка. Более 100 компаний могут быть отнесены к средним (35% рынка) по тем же параметрам — как правило, их штат составляет 30-100 чел. в каждом предприятии; для чистки используются оборудование средней ценовой категории и средства профессиональной химии эконом-класса. Мелкие компании, которые занимают около 15% рынка и штат которых может насчитывать хотя бы 3 чел. в каждой, обычно используют средства бытовой химии и ограничиваются предоставлением узкого спектра услуг. По словам Владимира Февралева, научного руководителя Международного института ухода за зданиями (г.Харьков; консалтинг, обучение, выпуск учебно-методической литературы и т.п.; с 2003 г.; 9 чел.), именно для малых и средних компаний наиболее характерен процесс специализации. “У небольших и средних компаний единственный способ вхождения в клининговый бизнес — это специализация. Скажем, частные предприниматели начали осваивать новый сегмент рынка: они выбирают комплект оборудования или инструмента для определенного вида услуг (например, мытья стекол или чистки ковров, обивки любой сложности), причем необязательно дешевого, и наращивают портфель заказов. Один такой предприниматель в год может получать денег больше, чем фирма со штатом в 20 чел.”, — утверждает г-н Февралев.

Что же касается сферы применения услуг, то большинство крупных и средних операторов рынка “скопились” в сегменте коммерческих объектов: как правило, до 70-80% заказов приходится на торговые центры, супер- и гипермаркеты, офисные центры и т.п. Именно для этой категории заказчиков, говорят эксперты, экономически целесообразно нанимать клининговые структуры, вместо того чтобы создавать штат собственных уборщиков, закупать и обслуживать дорогостоящее оборудование.

В результате усиленной ценовой конкуренции, которая длилась не один год, работа “клинеров” в коммерческом сегменте сильно обесценилась, и рентабельность бизнеса в докризисные времена составляла не более 15%. Что касается других сегментов, то туда, по словам самих операторов, их либо практически не пускают (государственный сектор с его непрозрачными тендерами стал уже притчей во языцех), либо не готовы принять (для сравнения: во всех лечебных заведениях Австрии нет нянечек — всю работу за них весьма успешно делают сотрудники клининговых фирм.Ред.). Например, в украинском гостиничном бизнесе услугами “клинеров” пользуются крайне редко, потому что мало кто из них способен совмещать услуги по уборке, скажем, с услугами хостес (в данном случае — общения с клиентами, оказания им помощи при размещении в номере и т.п.). В сегменте HoReCa интерес к клининговым компаниям проявляют только те заведения, в которых велик поток посетителей; преимущественно это фаст-фуды. Тем не менее обычно даже там держат собственный уборочный персонал.

Отдельной статьей доходов для “чистильщиков” могли бы стать логистические (складские) комплексы, а также промышленные помещения, количество которых в докризисные времена росло весьма быстрыми темпами. Беда в том, что клиенты не созрели: не увидели экономической выгоды от услуг клининговых компаний. Видимо, сказывается менталитет: мол, производить уборку нужно тогда, когда грязно. А вот в Европе “парково-хозяйственные дни” проводятся регулярно.

- Большинство крупных и средних операторов рынка клининговых услуг “скопились” в сегменте коммерческих объектов: как правило,

до 70-80%

заказов приходятся на торговые центры, супер- и гипермаркеты, офисные центры и т.п.

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА

Еще год назад специалисты надеялись на удвоение оборотов, по сравнению с 2007 г., но, увы… “Кризис внес коррективы в эти прогнозы. Основной источник доходов операторов рынка — это выполнение контрактов с корпоративными заказчиками. Сейчас эти контракты под вопросом, поскольку напрямую зависят от строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов коммерческой недвижимости”, — признается Денис Киш, генеральный директор компании «Shaden group» (г.Киев; клининговые услуги; с 2001 г.; более 100 чел.). По его словам, стабильный рост спроса наблюдается только в сегменте частных заказов, но доля выручки от них составляет незначительную часть доходов крупных и средних клининговых компаний. Операторы рынка не скрывают, что их годовые планы по расширению разошлись с реальностью из-за сокращения объемов строительства. “Чтобы заполучить нового клиента, обычно приходится работать 3-5 месяцев — с начала строительства объекта. В этом году мы планировали включить в наш портфель пять новых заказов. Но их у нас будет меньше, чем мы предполагали, из-за того, что меньше площадей вводится в эксплуатацию”, — огорчается Андрей Руденко, директор компании “Платан Клининг” (г.Одесса; уборка помещений; с 2002 г.; около 40 чел.).

Кроме того, клининговые компании столкнулись с планомерным сокращением “уборочных” бюджетов у имеющихся заказчиков. “Первыми, с весны 2008 г., снижать свои операционные затраты начали иностранные инвестиционные компании и банки. Вначале планово приостанавливалось расширение контрактов (например, предоставление спецуслуг по обслуживанию помещений, уходом за натуральным камнем т.п.). Затем, с августа 2008 г., сокращать затраты начали и другие заказчики. В среднем бюджет обслуживания уменьшился на 20-30%, хотя по некоторым заказам сокращение объемов достигло 50%. Правда, количество клиентов у нас осталось прежним”, — утверждает Виталий Опанасюк, генеральный директор компании “Импел Гриффин” (г.Киев; комплексное обслуживание недвижимости, коммунальный менеджмент, клининг, дезинфекция; с 1999 г.; 1,3 тыс.чел.). Другие операторы рынка подтверждают: заказчики начали сокращать перечень работ по имеющимся контрактам, экономить на расходных материалах и частоте проводимой уборки (например, мыть фасад здания не ежеквартально, а раз в полгода) и просить уменьшить количество работающего на объекте персонала. Кроме того, возникла тенденция дробления услуг. Если раньше компания заказывала полный комплекс “уборочно-очистительных” мероприятий, то теперь довольствуется локальным клинингом (сначала производится мойка окон, через какое-то время — уборка внутренних помещений, химчистка мягкой мебели и т.п.). Естественно, такой режим экономии отразился на прибыли клининговых компаний. Но в целях удержания клиентуры до лучших времен немало “клинеров” идут на подобные уступки. Другие же клининговые компании это не устраивает из-за низкой рентабельности бизнеса. “Конечно, чем меньшую цену устанавливает клининговая компания, тем лучше к ней относится клиент. До кризиса цены росли каждый квартал из-за постоянного удорожания средств профессиональной и бытовой химии, расходных материалов. Последнее такое подорожание (из-за колебания валютных курсов) пришлось на начало кризиса, но мы уже не могли себе позволить повышать цены на услуги. Тем не менее с ноября 2008 г. по март 2009 г. в нашем регионе наблюдался отток постоянных клиентов в 30-40%. Сначала многие из них просили снизить цены на 20-30%, но в таком случае нам проще было не работать с ними, потому что новые цены приводили нас либо к нулевой рентабельности, либо даже к отрицательной”, — говорит Владислав Бикмурзин, менеджер ООО “Донбасская клининговая компания” (г.Донецк; с 2003 г.; около 500 чел.). В результате, по его словам, данная категория клиентов создала свою службу уборки, а клининговая компания нашла новых клиентов. Вместе с тем, считают эксперты, с приходом кризиса рынок клининговых услуг мог бы вырасти — многие предприятия, ранее осуществлявшие уборку своими силами, проводят оптимизацию персонала, затрат и должны были передать клининговые услуги на аутсорсинг. Но происходит это только в том случае, когда “клинер” способен сократить затраты заказчика на 50% и при этом выполнить работу качественнее, чем собственная служба уборки этого заказчика. Достичь подобного результата клининговые компании могут двумя путями: за счет минимизации затрат и освоения новых технологий. “У небольших компаний затраты меньше, поэтому им легче выжить. Среди крупных и средних игроков возможны продажа бизнеса и даже банкротства”, — прогнозирует Владимир Кучеров, директор компании “Киев Берлин Сервис” (г.Киев; продажа оборудования, средств профессиональной химии; с 1994 г.; около 50 чел.). Другие эксперты говорят о переделе рынка между средними и крупными компаниями в пользу тех игроков, которые активно осваивают передовые технологии работы. “Был период, когда сети клининговых компаний появлялись и наращивали крупные заказы без предоставления услуг надлежащего качества. Сейчас эти сети начинают распадаться. Думаю, рынок ждет обновление пятерки крупнейших игроков, потому что их заказы переходят к другим операторам. Кроме того, уже сейчас есть компании, распродающие оборудование и сворачивающие клиентскую базу. Но есть и такие, которые растут, причем это происходит в разных регионах, а не только в Киеве. Хотя все они признают, что заказы стало добывать тяжелее, чем год-два назад”, — добавляет Владимир Февралев. Как говорят эксперты, в худшем случае, рынок могут покинуть до 30% игроков, в лучшем — количество операторов не сократится, но часть из них временно заморозят свою деятельность.

Маркетолог — о пороге вхождения

Анна Кондрашова,

руководитель отдела маркетинга компании “Мир чистоты” (г.Киев; клининговые услуги; с 1994 г.; 120 чел.):

— Порог вхождения в рынок клининга относительно невысокий, а стартовая цена примерно одинакова по всей Украине. Объем начальных инвестиций напрямую зависит от сегмента, на который ориентирована компания. Частным предпринимателям для запуска хватает $5 тыс., более солидные компании стартуют с $50-70 тыс. В целом же сумма может доходить и до $500 тыс. Правда, на рынке Украины мало компаний с таким объемом начальных инвестиций — зачастую это может позволить себе только европейский оператор. Существует “джентльменский” набор профессиональной техники и оборудования, расходных материалов, с помощью которых можно предоставлять достаточно широкий спектр услуг по уборке. Затраты на оборудование можно уменьшить за счет закупки “бэушной” техники. Плюс аренда офиса закрытого типа в любом месте города. Затраты на продвижение невысоки, так как продажи осуществляются, как правило, путем “холодных” звонков (незнакомым клиентам. — Ред.).

Период окупаемости составляет 4-5 лет. Чем дольше клининговая компания присутствует на рынке, тем более широкий парк оборудования ей необходимо закупать и обслуживать, большее количество сотрудников обучать. Поэтому можно сказать, что клининговая компания всегда находится в процессе окупаемости вложений. Как правило, средства нужны для дальнейшего развития — и это основная причина того, что множество мелких компаний не дотягивают до двухлетнего рубежа.

Бюджеты на услуги клининга варьируются в зависимости от потребностей клиента. По данным нашей компании, для частного лица минимальная сумма в год может составлять 500 грн. (стоимость заказа разовой услуги). Максимальная сумма может быть в десятки раз больше (в зависимости от ассортимента выбранных услуг, площади убираемой территории и т.д.) и сопоставима с годовым бюджетом корпоративного клиента. Аналогичная ситуация и с компаниями, которые передают клининг на аутсорсинг, — их годовые бюджеты могут колебаться от 10 тыс.грн. до более 1 млн грн.

Текст: Татьяна Николаева (стр.69-71),

[email protected]

Фото: Геннадий Минченко

Источник: «БИЗНЕС»

К списку публикаций