Получить консультацию или сделать заказ:       тел. : 38044 502 3902, 38044 586 4133
e-mail:    [email protected]


Пресса о клининге

Мечта Мойдодыра, «Компаньон», № 26, июнь 2008

Потенциал украинского рынка клининговых услуг превышает его нынешнюю емкость в 10-20 раз.

Чистота и ухоженность помещений в общественных местах является важной составляющей, способствующей увеличению потоков посетителей и потенциальных арендаторов, а в офисных центрах – необходимым условием успешного и эффективного развития бизнеса. С появлением на украинском рынке недвижимости зарубежных девелоперских организаций, гостиничных операторов и иностранных компаний, формирующих спрос на коммерческие помещения, отечественные игроки стали перенимать международный опыт управления объектами, в частности, передачу на аутсорсинг услуг по уборке помещений – клининг.

Перспективы роста

На Сегодняшний день украинский рынок клининговых услуг находится на этапе формирования. По данным специалистов, несмотря на то что услуги профессиональных клининговых компаний становятся все актуальнее и выгоднее как для арендодателей, так и для арендаторов коммерческих помещений, даже в Киеве эти компании обслуживают лишь около 15-20% всей коммерческой недвижимости. По оценкам Марины Радевич, руководителя отдела обслуживания VIP-клиентов компании «Мир чистоты», объем рынка клининговых услуг в стране составляет $10-20 млн. Но исходя из объема существующих торговых, гостиничных и офисных помещений с учетом средней стоимости уборки 1 кв. м площади в 10 грн. в месяц потенциал украинского рынка как минимум в 10 раз больше и составляет около $200 млн. Поэтому ожидается, что в ближайшие несколько лет объем рынка будет ежегодно удваиваться. Справедливость столь оптимистичного прогноза подтверждает и Игорь Гогоша, директор компании «Клининг-про»: «Несмотря на то что украинские потребители медленно движутся к западным стандартам чистоты, процентное соотношение зарубежных и отечественных клиентов уже составляет 50:50».

Кроме украинских корпоративных заказчиков, еще одним резервом для развития данного рынка являются частные лица, доля которых ежегодно возрастает на 10%. Марина Радевич: «Повышение спроса на клининговые услуги со стороны частных клиентов говорит о многом: прежде всего возросло доверие к клининговым компаниям (люди охотнее пускают нас к себе в дом), происходит переоценка качества услуг – все чаще поступают заказы на обслуживание домов, где уже работает прислуга».

Игроки вынуждены укрупняться

Сейчас в Украине существуют профессиональные клининговые компании, которые можно разделить как минимум на две группы. Есть большие организации (более 100 человек штата), уже занявшие определенную нишу рынка и способные удовлетворить требования крупных заказчиков, однако их можно буквально пересчитать по пальцам. Лидируют на рынке Air Clean, GRIFFIN Group, Shaden Group, «Мир чистоты», «Клининг-про», «Актуал Сервис», «Ден», «Донбасская клининговая компания», «Евросити», «Клин-Стар», «КлинТех», «Мастер клин», «Чистый свет» и некоторые другие. Основную же массу составляют мелкие фирмы (10-15 человек штата), специализирующиеся на уборке квартир и небольших офисов. Однако, как показывает статистика, за два-три года около 70% таких игроков сменяются новыми. «Каждый год на рынке появляются сотни маленьких клининговых компаний, которые незаметно появляются и так же исчезают, и их часть на рынке не больше 10%», – комментирует ситуацию с однодневками Игорь Гогоша. Возникновение большого числа мелких компаний в 2002-2006 гг. объяснялось низкой стоимостью выхода на рынок – около $20-30 тыс., и высокой рентабельностью – более 30%, поэтому вложения окупаются уже через два года. Однако, скорее всего, в этом году фирм-однодневок станет гораздо меньше. Как считает Денис Киш, генеральный директор клининговой компании Shaden group, это связано с тем, что с насыщением рынка обостряется конкуренция, которая основывается не на демпинге, а на качестве предоставляемых услуг, эффективности управления и квалификации персонала. Поэтому порог вхождения в бизнес ежегодно растет и в настоящее время составляет около $100 тыс.

Конкуренция

Марина Радевич, руководитель отдела обслуживания VIP-клиентов компании «Мир чистоты»:

– В настоящее время на рынке клининговых услуг возникла ситуация, когда скорее усиливается не конкуренция, а гонка за количеством. В связи с перспективностью рынка существует много частных предпринимателей, услуги которых не отличаются высоким качеством. Поэтому и большие компании теряют доверие потенциальных клиентов. Ведь решившись на работу с подрядчиком и получив негативный опыт, заказчики возвращаются к набору штатных уборщиц. Если говорить о конкуренции с компаниями равного масштаба, то хотелось бы отметить, что существует практика демпинга цен на услуги уборки. Особенно часто это можно заметить во время проведения тендеров. Получив заказ с помощью максимального занижения цены, компания начинает искать пути экономии при его выполнении. Зачастую в результате такой экономии заказчик получает необученный персонал, непрофессиональные моющие средства (профессиональные растворы дороже бытовой химии) и наконец плохой уровень обслуживания.

Проблемы

Денис Киш, генеральный директор клининговой компании Shaden group:

– На мой взгляд, самой актуальной проблемой многих отечественных клининговых, да и вообще сервисных компаний является персонал. Профессия уборщика непопулярна, поэтому необходимо строить внутрикорпоративные отношения в компании таким образом, чтобы сотрудники хотели работать, приводить туда знакомых и без стеснения рассказывать о месте своей работы. Созданные в нашей компании тренинг-центр по обучению персонала и отдел контроля качества работ в немалой степени способствуют преодолению этой проблемы.

Также создают неудобства (но уже больше имиджу клинингового рынка в целом) мелкие компании или «частники», которые, не имея достаточного опыта, навыков, оборудования и средств, берутся за заказ и либо не выполняют его, либо при выполнении наносят ущерб имуществу заказчика. Потом очень сложно переубедить клиента, что можно предоставить услугу на качественно другом уровне.

Ну и борьба за заказ, к сожалению, пока ведется в основном в ценовой плоскости.

Перспективы

Игорь Гогоша, директор компании «Клининг-про»:

– Клининговый бизнес в Украине в настоящее время переходит из стадии зарождения к динамическому развитию. Это происходит благодаря хорошим темпам строительства, развития инфраструктуры. Украинские потребители все больше отходят от советского стандарта уборки и обращаются к профессионалам, переставая беспокоиться о проблемах по закупке химии и содержания штата уборщиков. На мой взгляд, рынок клининговых услуг станет еще более динамичным в связи с подготовкой к Евро 2012, так как в городах-миллионниках в два-три раза увеличится сфера торговли, гостинично-ресторанный комплекс. И это шанс для всех сфер услуг начинать свое развитие. Например, уже сейчас развернули строительство новых развлекательных центров и торговых комплексов, а мы в свою очередь готовим документацию для тендеров по уборке таких заведений. В связи с этим в будущем году планируем увеличить свой оборот в два раза.

На Западе набирает силу тенденция развития франчайзинговых программ мощных клининговых компаний, в Украине пока предприниматели стремятся оставаться самостоятельными в своей деятельности. Но потребитель хочет, чтобы услуги ему оказывала компания-бренд, гарантирующая профессионализм, ответственная и предлагающая страхование имущественных рисков. Новые же фирмы ориентируется на перспективный частный сектор, где объемы невелики и развивать бизнес самостоятельно довольно сложно.

В подобных случаях альтернативой и становится покупка франшизы. Компания-бренд поддержит франчайзи рекламой в его регионе, обеспечит фирменной спецодеждой, предоставит в аренду дорогостоящее оборудование, поможет со всеми необходимыми документами для ведения предпринимательской деятельности, обучит персонал и менеджмент, а также поможет с поиском клиентов.

Источник: «Компаньон»

К списку публикаций